Спрос на русских профессионалов с иностранным опытом вырос на треть
Высокопрофессиональные специалисты, уехавшие из России в последние пять–десять лет, стали задумываться о возвращении на родину. Как отмечают в кадровой компании Юнити, интерес бизнеса к эмигрантам с релевантным зарубежным опытом к концу 2017 года вырос в среднем на 30 % по сравнению с 2015-м и сохранится на том же уровне в первом квартале 2018-го. Работодателей интересуют управленцы западного типа, инженеры и учёные. Привлечь таких профессионалов непросто, однако в среднем за последние полгода кандидаты-эмигранты соглашались на работу в родной стране в два раза охотнее, чем три года назад, когда война санкций только начиналась.
Промышленность ждёт инженеров-эмигрантов
Основные причины заинтересованности компаний в русских специалистах, живущих и работающих за границей – это потребность в новых технологиях, трансформация бизнес-процессов, а также кадровый дефицит. Заметнее всего спрос на эмигрантов с релевантным опытом проявился в промышленной сфере, где сегодня очень востребованы инженеры и конструкторы. По наблюдениям Юнити, такое требование, как опыт работы в зарубежных компаниях, в 2017 году в этих вакансиях встречалось в среднем на 40–50 % чаще, нежели в 2014–2015 годах. Также не первый год идёт борьба за ИТ-кадры: наши программисты высоко ценятся на мировом рынке и нередко уезжают за рубеж, однако российские ИТ-компании готовы предлагать условия не хуже, чем у иностранных работодателей, чтобы заполучить такого специалиста.
Зарубежный и международный опыт повышает стоимость кандидатов порой в два раза, а на плечи отечественного работодателя ложатся и затраты на переезд. Но в условиях дефицита кадров бизнес готов на эти шаги.
Вакансия |
Международный/зарубежный опыт (+обязателен свободный английский) |
Опыт работы только в российских компаниях |
Управляющий фармацевтическим производством |
300 тысяч рублей |
150–200 тысяч рублей |
Финансовый менеджер |
200 тысяч рублей |
100 тысяч рублей |
Главный/ведущий инженер на производственном предприятии |
150–250 тысяч рублей |
100–120 тысяч рублей |
Зачем отечественным компаниям эмигранты?
Эксперты Юнити называют три ключевые причины, объясняющие, почему российский бизнес обратился к эмигрантам.
Во-первых, это охота за зарубежными инновациями. «Дело в том, что санкции ограничили доступ ко многим современным технологиям, – объясняет Рустам Барноходжаев, руководитель департамента по работе с ключевыми клиентами кадровой компании Юнити. – И работодатели начали искать русских людей, которые уехали за границу пять – десять лет назад, – тех, кто как раз и является носителем новых знаний и технологий. Их реально привлечь в Россию на выгодных условиях: в начале 2017 года это были первые намёки, к 2018-му тренд усилится».
Во-вторых, потребность в трансформации. «Сегодня многие российские компании уходят от устаревших моделей управления, пытаются систематизировать свою деятельность, хотят выстраивать бизнес-процессы по-новому и модернизировать производство, в том числе применяя элементы автоматизации», – отмечает Елена Баландина, руководитель группы по подбору персонала в Юнити. Работодатели ищут людей, которые получили образование в зарубежных бизнес-школах и/или трудились в иностранных компаниях, а значит, обладают необходимыми компетенциями, системным мышлением и смогут сделать предприятие более эффективным. Российский бизнес заинтересован в освоении новых рынков, а для этого товары должны соответствовать международным стандартам, поэтому на должности, связанные с контролем качества, сегодня тоже предпочитают искать людей с зарубежным опытом.
В-третьих, это один из способов здесь и сейчас решить проблему дефицита кадров. В связи с импортозамещением предприятиям необходимо осваивать ту продукцию, которую они или очень давно, или вообще никогда не производили. Но зачастую на заводах просто нет инженеров, конструкторов и технологов, которые способны создать нечто новое: о дефиците высококвалифицированных инженеров заявляют 42 % промышленных предприятий. Как отмечают в Юнити, многие представители этих профессий в России годами работали не по специальности и потеряли квалификацию, а те, кто продолжал практиковать, на рынке не задерживаются. Неудивительно, что самые ретивые HR-менеджеры принялись искать подходящих русскоязычных сотрудников за рубежом.
Русские корни в приоритете
При этом бизнес не хочет нанимать иностранцев (граждан других стран, которых ничего не связывает с Россией). С 2014 года число компаний, привлекающих зарубежных специалистов, сократилось в шесть раз. Сейчас экспатов готовы взять лишь 5 % работодателей, преимущественно из наукоёмких отраслей. Скачки курсов валют сделали найм таких сотрудников невыгодным, ведь зарплату они получали в евро и долларах. А эмигранты, готовые вернуться, согласны на рублёвое вознаграждение.
«Опыт работы экспатов в России показывает, что их эффективность имеет определённый предел, натыкаясь на так называемую российскую специфику. Например, они уделяют недостаточно внимания личностному фактору, зачастую не могут найти правильные мотиваторы, чтобы настроить команду на достижение того или иного результата», – говорит Рустам Барноходжаев.
В свою очередь, нестабильная международная обстановка всё чаще негативно сказывается на желании экспатов работать в России. Это наиболее характерно для руководящих позиций: в последние три года увеличилось число топ-менеджеров-иностранцев, которые отказываются продлить договор и покидают нашу страну.
15 % русских эмигрантов вернутся, если получат интересное предложение
За границей сегодня проживают около 800 тысяч россиян с высшим образованием. Большинство из них уехали учиться или работать, причём каждый второй из отправившихся в Европу с такой целью получал голубую карту[1] для квалифицированных специалистов. Однако не хотят возвращаться в Россию ни при каких условиях только треть интеллектуальных эмигрантов. Примерно половина не исключают переезд в РФ на постоянное место жительства, а ещё 15 % регулярно изучают рынок труда и готовы вернуться на родину, если получат интересное и выгодное предложение.
Но деньги – не единственная мотивация: резкие антироссийские настроения, возросший уровень криминала и напряжённая ситуация с беженцами в некоторых странах Европы делают жизнь в эмиграции уже не столь привлекательной, как пять – десять лет назад. Кроме того, многих «русских иностранцев» с родиной связывают не только язык и воспоминания. По данным мониторинга экономической ситуации в России, подготовленного Российской академией народного хозяйства и государственной службы и Институтом Гайдара, около 1,5 миллиона россиян, проживающих за рубежом, сохранили гражданство РФ, а некоторые – и недвижимость в России. Переманить такого сотрудника, даже если это человек с востребованной специальностью, и оформить его на работу зачастую проще, чем иностранца.
По оценкам Юнити, в ближайшие пять лет благодаря инициативам бизнеса тренд на возвращение в страну высококвалифицированных эмигрантов усилится. Однако это не значит, что утечка мозгов остановится: два этих процесса, вероятнее всего, будут протекать параллельно, так как для многих политические мотивы сильнее экономических.