Пять способов сэкономить до 20 % на издержках компании с помощью удалённой занятости
Как отмечают в ЮНИТИ, работодатели, которые так или иначе практикуют работу на дому, выделяют одно ключевое преимущество: при системном подходе «удалёнка» позволяет оптимизировать издержки в среднем на 15–20 %, и это не предел. Как? Пять проверенных способов – в нашей подборке.
Формат home office казался выгодным в первую очередь для молодого бизнеса и стартапов. Но постепенно тренд подхватили медиа, маркетинг, финансовый сектор, рекрутинг, недвижимость и другие отрасли: благодаря современным технологиям работать вне офиса могут любые сотрудники, кроме прикладных, например тех людей, которые стоят на линии сборки. Таким образом, и сокращение издержек при помощи «удалёнки» возможно буквально в любой сфере.
Во-первых, это экономия на рабочем месте, а в отдельных случаях – и на целом офисе. «Работодатель может позволить себе снимать более скромный офис меньших размеров в труднодоступном месте – затраты на аренду резко снижаются», – объясняет Руслан Карпов, руководитель направления департамента ИТ, Telecom & Media в компании ЮНИТИ. В Москве наём офисного помещения в среднем обходится в 32 735 рублей за 1 м2 в год – таким образом, экономия только на одном дистанционном сотруднике может составлять около 130 000 рублей ежегодно. «Прибавьте к этому стоимость мебели, инфраструктуры, износ и тому подобное – и получается совсем несмешная сумма», – отмечает Феликс Кугел, управляющий директор кадровой компании Юнити.
Во-вторых, если удалённый сотрудник оформлен как ИП или трудоустроен по гражданско-правовому договору, работодатель экономит на налогах и отпускных, а также на окладах: оплата осуществляется строго за полученный результат. «В сфере видеомаркетинга собирать штат технических исполнителей стоит лишь при стабильном потоке заказов с высокой маржой, – рассказывает Владимир Кобяков, директор Human Video Production. – Если производство не потоковое, а проектное, как в нашем случае, то более выгодно сотрудничать с внештатными исполнителями, подбирая команду под конкретный заказ. Так мы экономим до 50 %».
В-третьих, преимущества home office компенсируют невысокий доход – и даже штатному сотруднику организация может предложить более низкую заработную плату, чем аналогичному профессионалу в офисе.
В-четвёртых, сокращаются накладные расходы. «Если это новый человек, то, чтобы понять, насколько он эффективен, компания расходует больше денег, чем на фонд оплаты труда, – это чисто административные траты (занятость вспомогательного персонала, услуги связи), которые можно избежать за счёт удалённой работы сотрудника», – объясняет Феликс Кугел.
В-пятых, появляется возможность нанять уникального специалиста из другого города без компенсации затрат на переезд – так как в смене места жительства у нового члена команды просто не будет необходимости. Также многие столичные компании нанимают удалённых работников в регионах, где средний уровень оплаты труда ниже, чем в Москве, – это позволяет получить тот же уровень профессионализма, но за меньшие деньги.
Кроме того, зачастую работа на дому позитивно сказывается на продуктивности конкретного специалиста. По данным ЮНИТИ, опробовать такой формат сегодня готов каждый второй соискатель[1], а каждый второй работодатель пытался или постоянно привлекает сотрудников на «удалёнке», но пока в единичных случаях[2].
При всех плюсах «удалёнки» в России количество штатных сотрудников, которые трудятся вне офиса (сюда не входят классические фрилансеры, работающие на себя), составляет менее 5 %. Российский бизнес не отказывается от идеи home office, но пытается трансформировать её под свои реалии. Например, компания «ВымпелКом» реализует программу BeeFree: специалисты могут выполнять задачи вне офиса несколько дней в неделю, а также использовать для работы личный компьютер, на который работодатель бесплатно устанавливает необходимое программное обеспечение. Как отмечают в ЮНИТИ, схема, реализованная в «ВымпелКоме», является наиболее реальным способом оптимизации – и сегодня треть компаний готова пойти по этому пути, предоставив некоторым сотрудникам частично удалённую работу либо гибкий график.