Компании в два раза реже ищут генеральных и коммерческих директоров
Компании в два раза реже ищут генеральных и коммерческих директоров
Кадровая компания ЮНИТИ изучила базу вакансий за 2015–2018 годы и выяснила, что за это время работодатели почти в два раза реже[1] стали искать генеральных и коммерческих директоров. Зато организации активно заинтересованы в кандидатах на должности директоров по маркетингу и руководителей производства: первых сегодня ищут в четыре раза чаще (спрос вырос с 3 до 13 %), вторых – почти в два раза (спрос вырос с 5 до 9 %). Сказался курс на импортозамещение, который привёл к запуску новых и расширению уже существующих производств.
«В первую очередь есть спрос на звёзд в каждом из направлений, ведь необходимо двигать компании. Как для истощённой или выжженной земли нужны грамотные агрономы, чтобы она была плодородной, так и бизнесу для развития сегодня нужны первоклассные руководители», – отмечает Владислав Лобанов, генеральный директор компании ЮНИТИ.
По данным исследования, наиболее ощутимо спрос вырос на пять руководящих позиций: директора по маркетингу (с 3 до 13 %), руководителя производства (с 5 до 9 %), директора по логистике и транспорту (с 1 до 7 %), технического директора (с 1 до 5,5 %) и руководителя по строительству (с 0 до 3,5 %). Причём интерес к последним двум специализациям стал устойчивым именно в 2017–2018 годах.
«Причиной таких перемен всегда служат изменения в структуре экономики. То, что потребность в директорах производства выросла почти в два раза, говорит о том, что и общий спрос постепенно перемещается в область реального сектора экономики, – объясняет Рустам Барноходжаев, руководитель департамента по работе с ключевыми клиентами компании ЮНИТИ. – Логистика и транспорт – это кровеносная система, и если здесь вырастает спрос, значит, происходит оживление экономики».
То же можно сказать и о технических директорах и руководителях по строительству. Если оценить ключевые события последних двух-трёх лет, то одним из наиболее ярких трендов российской экономики станет импортозамещение и запуск предприятий. Так, только в декабре 2017 года в разных регионах России было открыто 20 новых производств. Кроме того, начали давать свои плоды индустриальные парки и особые экономические зоны (ОЭЗ). Например, в ОЭЗ «Титановая долина» (Свердловская область) в июне приступил к работе первый резидент: компания «Зибус» запустила производство титановых имплантов и инструментов для нейрохирургии. До конца года там откроются ещё два завода.
«Спрос на директоров по маркетингу тоже объясним: компании перестали ждать выхода из стагнации и начали искать пути развития своего бизнеса в новых условиях – для этого потребовались маркетинговые исследования. В нынешних реалиях грамотная маркетинговая политика может значительно повысить доходы предприятия, и наоборот», –считает Рустам Барноходжаев.
В свою очередь, очевидное падение спроса на финансовых (с 8 до 5 %) и коммерческих (с 28 до 18 %), на генеральных (с 15 до 7 %) и региональных (с 11,5 до 7 %) директоров в ЮНИТИ связывают с тремя факторами.
Во-первых, сказалась оптимизация: стремясь сэкономить, многие компании распределяют функции тех же финансовых и коммерческих директоров между другими руководителями либо оставляют на этих должностях старых сотрудников, которые устраивают и по уровню профессионализма, и по зарплатным ожиданиям. Руководство региональными отделениями сегодня всё чаще централизовано в головном офисе – это тоже способ сэкономить ресурсы.
Во-вторых, часть задач, которые обычно решают директора вышеперечисленных профилей, современные собственники компаний нередко передают на аутсорсинг: это дешевле и эффективнее.
В-третьих, длительная стагнация привела к ликвидации многих мелких и средних организаций, что спровоцировало выброс на рынок большого числа соискателей данного профиля (то есть людей с опытом работы в качестве финансовых и коммерческих директоров, а также с опытом руководства предприятием или направлением). Поэтому компании, которые нуждаются в таких специалистах, но при этом выдвигают не слишком высокие требования к уровню кандидатов, сегодня зачастую находят их собственными силами, не обращаясь к внешним кадровым ресурсам.
«Для правильных и профессиональных топ-менеджеров всегда будет работа, потому что многие организации изначально стратегически двигаются и “дышат” от головы, – отмечает Феликс Кугел, управляющий директор ЮНИТИ. – Но ни один крупный руководитель не может почивать на ранее заработанных лаврах – он хорош ровно настолько, насколько хорош результат работы за предыдущий день. Требования к топ-менеджерам постоянно меняются, это процесс эволюции: трансформируется мир вокруг, и нужно меняться вместе с ним, а ещё лучше – быть на шаг впереди. Если руководитель соответствует этому, он будет востребован независимо от своего профиля».
[1] По данным базы вакансий компании ЮНИТИ за 2015–2018 годы. Проанализированы ключевые отрасли экономики: промышленность, торговля, энергетика, добыча сырья, информационные технологии, производство (пищевое и непищевое) – всего более 1000 вакансий.